- УПРАЖНЯЕМОСТЬ
- УПРАЖНЯЕМОСТЬ, термин, употребляющийся в биологии и психологии в нескольких значениях. В широком биол. понимании У.— это то свойство изменчивости, стимулом для которого является фактор упражнения. Ламаркисты отводят исключительно важную роль упражнению как фактору филогенетического и онтогенетического развития. В диференциаль-ной психологии и психотехнике У. трактуется, с одной стороны, как способность человеческого организма к развитию и усовершенствованию психофизиол. функций с помощью упражнения (Ubungsfahigkeit), с другой стороны, как свойство самих психофизиол. функций изменяться под влиянием упражнения (tjbbar-keit) и одновременно как мера возможной изменчивости этих функций. Различают функции, обладающие свойством У. в весьма сильной степени, напр. двигательные функции, и наряду с ними функции, сравнительно мало упражняемые, напр. сенсорные функции. Особое место занимает проблема индивидуальных различий в упражняемости и анализ причин этих различий (диференциальная психология). Упражняемость интерпретируется как индивидуальное свойство, обусловленное общей или специальной одаренностью (general and special intelligence). В психотехнике и психологии труда проблема У. изучается преимущественно с точки зрения сравнительного анализа У. профессионально-важных функций и их соотносительной изменчивости под влиянием упражнения. Споры и разногласия возникают на почве дедуктивно привносимых в экспериментальные факты представлений о детерминантах психического развития. Эти споры упираются в т. н. «теорию общего и специального фактора» (general and special factor). Первоначальной задачей наиболее ранних исследований У., поставленных на почву экспериментальной психологии и педагогики, было раскрытие общих закономерностей процесса упражнения и лежащих в его основе механизмов. Выражением этих закономерностей являются т. н. «кривые упражнения» (Obungskur-ven или learning curve); на абсциссе откладываются последовательнее этапы упражнения от первого сеанса до последнего, а на ординате— достигнутые на каждом этапе результаты (показатели времени выполнения задания, либо показатели производительности). В поисках общего и универсального закона упражнения делались попытки выразить математически основную тенденцию нарастания успешности в ходе упражнения. В многочисленных исследованиях мы находим утверждение о наличии общей закономерности кривой упражнения и попытки дать соответствующие математические формулы (обычно формулы параболы или гиперболы). Большинство авторов усматривает в таких формулах выражение всеобщего закона упражнения. Таким законом признается чаще всего закон экспоненциальной, или показательной кривой с тенденцией к постепенному уменьшению прироста по мере упражнения. В работах последнего времени выдвинуты возражения как против всеобщности указанной формулы, так и по поводу математической стороны доказательства психологического закона. Рядом экспериментов показано существование большого числа вариаций кривых упражнения. В частности внимание психологов привлечено явлением, известным под названием «плато», подмеченным на ряде кривых упражнения. Попытки вскрыть механизмы, лежащие в основе упражнения, привели к созданию целого ряда теорий упражнения. Еще Вундт в «Основах физиологической психологии» писал: «Мы можем попытаться объяснить значение в психической жизни т. н. упражнения или привычки при помощи известных свойств нервной субстанции, именно изменения ее возбудимости под влиянием предшествующих раздражений». В экспериментальной психологии с тех пор накопилось много фактов, освещающих с самых различных сторон явление упражнения. Обилие фактического материала породило множество гипотез и теорий о сущности упражнения. Теория проторения путей, проб'и ошибок (trial and error), условных рефлексов, автоматизации, выключения лишних звеньев и включения новых звеньев в нервный процесс, образования структур (Gestaltstheorie), теория ассоциаций—все это далеко не исчерпывает многообразия существующих по данному вопросу точек зрения. В процессе изучения У. внимание отдельных исследователей приковывалось то к одной, то к другой стороне сложного явления упражнения. Особенно много света пролили здесь работы в области психологии труда и психотехники, военной психофизиологии, педагогической психологии, физ. культуры, спорта и трудовой терапии. В результате обозначилась тенденция к уточнению и диференциации самого понятия У. и к созданию ряда новых понятий, долженствующих оттенить некоторые специфические формы упражнения. Так, Гизе (Handbuch psychotechmscher Eignungs-prufvmgen, S. 740—759) различает девять видов упражнения (Diagnoseubung, Berufsubung, Oberilacheniibung, Entwicklungsubung, Fertig-keitsubung oder Dressur, Restitutionsiibung, Pseudo-oderTrickubung, Paradoxubung oderLei-stungsverschlechterung, immanente Ubung). Ряд авторов (Peters и др.) проводит разграничение между естественным и искусственным упражнением. Специфическая форма искусственного упражнения получила обозначение тренировки (см.). Особенно повышенный'интерес пеихотехни-ков и психологов вызвали явления сопряженного развития, к-рые стали предметом специальных экспериментов. Понятия «соупраж-нения», «перекрестного упражнения» и «переноса упражнения» стали широко применяться для обозначения различных оттенков процесса сопряженного развития. В стремлении вскрыть механизмы этих процессов психологи и психотехники предприняли поиски интеркорреляционных связей между отдельными псих, функциями. На протяжении ряда лет Торндайк (Thorndike) накопил огромный экспериментальный материал, сформулировал «законы упражнения» (закон эффекта, закон повторения, закон тождественных элементов и др.), вызвавшие вскоре возражения. Кре-пелин (Kraepelin), разработавший теорию «кривой работы» (Arbeitskurve), рассматривает упражнение как один из наиболее существенных компонентов «кривой работы». Колеблемость работоспособности, обнаруживаемая в процессе всякой длительной работы, обусловливается одновременным действием факторов утомления и упражнения, а также и другими воздействиями. При этом оба эти фактора выступают не как изолированно действующие, а в крайне сложном взаимодействии. Гелл ер штейн и др. накопили большой экспериментальный материал, позволивший выявить специфические особенности упражнения функций памяти, зрительного восприятия, точности движений, скорости простой и сложной двигательной реакции, зрительно-моторной координации, объема внимания и др.; особое внимание было уделено анализу явления плато. Левцтовым и Толчинским разработаны вопросы специфической У. нек-рых моторных и сенсорных функций. У. с физиол. стороны разработана очень мало, а между тем это широко распространенное явление имеет большое теоретическое и практическое значение. Процессы в центральной нервной системе-—т. н. проторение путей (Bahnung), изменения в сенсорной и моторной сферах мозга, образование новых условных связей, процесс автоматизации движений и ряд изменений на периферии, как напр. изменение возбудимости мышц, иное направление биохим. процессов в мышечном волокне,—вот тот комплекс вопросов, к-рый образует собой проблему V. и к-рый является в наст, время предметом изучения. Лит.: Геллерштейн С, Прогностическая ценность тестов в связи с фактором упражнения, сб. Тесты, 1928, № 2; о н же, Современное состояние проблемы утомления в психотехнике, Естествознание и марксизм, 1930, №1; Рубинштейн П., Исследование упраж*-нения и упражняемости по методу последовательной комшгакации, Психофизиол.труда и психотехника, т. I, вып. 3—4, 1928; он же, Опыт исследования индивидуальной упражняемости в функциях разной высоты, ibid., 1930, JY» 6; Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Шпильрейна, гл. VІ, стр. 308—336, М.—Л., 1929; Шпильрейн И., Утомляемость студентов КУТВ, Гиг. труда, 1924, Л5 4; о н ж е, Проблема упражнения и развития в прикладной психологии, сб. Проблемы совр. психологии, под ред. К. Корнилова, Л., 1926; Kraepelin E., Arbeitskurve, Lpz., 1902; Pyle W., The psychology of learning, Baltimore, 1925 (лит.); Thorndike E., The fundamentals of learning, N. Y., 1932 (лит.). С. Геллерштейн.
Большая медицинская энциклопедия. 1970.
УПРАЖНЯЕМОСТЬ — способность организма подвергаться функциональным и морфологическим изменениям под влиянием упражнений, тренировки. У. одно из важнейших свойств организма, обеспечивающее ему значительные приспособительные возможности … Психомоторика: cловарь-справочник
Интеллект — (лат. intellectus – понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно И. и его предпосылки … Толковый словарь психиатрических терминов
Объем внимания — Одно из свойств внимания, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость О.в. на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В… … Толковый словарь психиатрических терминов
Объём внимания — – 1. число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть приняты во внимание, замечены за время одного короткого представления или экспозиции (обычно это 5 9 объектов). Упражняемость объёма внимания на разрозненные стимулы невелика … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СЫРКИН — Моисей Юльевич (1900 1942) российский математик, психолог, специалист в области тестологии. Окончил математический фак т ун та в г. Льеже (Бельгия). Руководил отделом профотбора (1924 1934) во Всеукраинском Институте труда в Харькове. Избирался… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НАГЛЯДНЫЙ — МЕТОД 88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим… … Большая медицинская энциклопедия
ЭРГ — (от греч. ergon работа, дело), единица измерения работы или энергии. Франц. математик и механик Понселе вместе с Йориолисом около 1826 г. ввели понятие работы, как произведения силы на путь, к рое обычно формулируется так: работа Р, к рую… … Большая медицинская энциклопедия
внимания объем — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания это… … Большая психологическая энциклопедия